Премьер Черномырдин, увидев этот вездеход на выставке в Москве, заказал себе такой же.
В начале 1941 года за границей
была закуплена партия мотоциклов БМВ, чтобы начать их производство для
Красной Армии. Вскоре грянула война, и местом для выпуска трехколесных
машин определили провинциальный городок Ирбит на Урале. С тех пор много
воды утекло, а в Ирбите и по сей день с небольшими изменениями делают
те самые БМВ под именем "Урал".
В недалеком еще
прошлом заиметь мотоцикл "Урал" для многих было пределом мечтаний.
Мощный, надежный, неприхотливый – то, что нужно для села, для глубинки.
Однако времена меняются. Тотальный дефицит автомобилей исчез как дурной
сон, и... спрос на "уралы" покатился круто вниз. Как и многие другие,
ирбитское предприятие оказалось не готовым к рынку со своим
единственным видом продукции. Завод умирал тихо и незаметно. Этому
помешал новый директор, Александр Иванов. Коммерсант по призванию, он,
как принято теперь говорить, "окунулся в пучину рынка" и, кажется,
нашел выход из тяжелейшего положения.
Еще
раньше в недрах завода энтузиасты собрали вездеход. Увидев самоделку,
Иванов ухватился за нее обеими руками. В дело включились заводское КБ,
опытное производство, испытатели. Так родился серийный вездеход
"Тайга".
ЧЕМ СОБЛАЗНИЛСЯ ПРЕМЬЕР
Конструкция
"Тайги" проста: мощная стальная рама, примитивный кузов, шесть колес
низкого давления, знакомый двигатель от мотоцикла "Урал", но теперь с
жидкостным охлаждением и электростартером. Подвески нет как таковой.
Управляющих колес – тоже. В трансмиссии – четырехступенчатая коробка
передач, демультипликатор, реверс. Колеса каждого борта приводятся
мощной двухрядной цепью. Для поворота затормаживают планетарный
механизм правых или левых колес. "Тайга" не
только с успехом преодолевает пески, болота, грязь и снег. Она способна
еще и плавать. Правда, пока только в стоячей воде (благодаря вращению
колес), но если поставить подвесной мотор, то одолеет и речную
преграду. Вездеход может ездить и по дорогам общего пользования – все
необходимые светотехнические приборы на нем установлены. Но самый
главный его козырь – низкое удельное давление на грунт. "Тайга" только
примнет траву и не повредит верхнего слоя почвы. Кто бывал хоть
раз на севере Тюменской области, видел, что творится там.
Геологоразведка, нефтяники и все причастные и непричастные к ним
буквально испахали гигантские территории. Гусеничные вездеходы и
многоколесные чудовищные транспортеры оставляют после себя раны-колеи,
которые не зарастают десятилетиями. Больше того, однажды проделав
колею, такой вездеход не сможет второй раз по ней проехать – непременно
застрянет. Поэтому едут рядом, а "дороги" растут вширь. В конце концов
экологи забили в набат: сколько же можно так жестоко губить природу?
Сейчас летом поездки на тяжелых машинах по тундре (за редким
исключением) запрещены. Но ездить-то надо! Вот тут-то и пригодится
"Тайга". В ней, например, свободно разместится бригада из четырех-пяти
человек, работающая на лесоповале, с бензопилами, топорами, стальным
тросом в кузове. Следов за вездеходом не останется – только слегка
помятая трава, которая через полчаса снова поднимется. "Тайга"
наверняка заинтересует и геологов – они сталкиваются с теми же
проблемами. Удобно проверять линии электропередач, прихватив с собой с
полтонны изоляторов. А службы МЧС? А охотники, рыбаки?
ВНЕДОРОЖНЫЕ ВПЕЧАТЛЕНИЯ
"Салон". Минимум комфорта искупается максимумом проходимости.
Руль
"Тайги" – мотоциклетный, здесь и газ, и сцепление. Приборов – минимум:
указатели уровня топлива в баке, температуры воды, тахометр и несколько
сигнальных ламп. Вставляю ключ, включаю зажигание. Нажимаю кнопку
стартера (она расположена тоже на руле) и представьте! – не слышу
ожидаемого мотоциклетного треска. Звук мотора оказался мягким и даже
солидным. По всей видимости, сказывается водяное охлаждение и – длинный
глушитель. Выжимаю рычаг сцепления, включаю передачу, поворачиваю
рукоятку газа, одновременно отпуская сцепление, и... двигатель глохнет.
Тронуться удалось со второй попытки, но те, у кого есть навыки
управления мотоциклом, справятся без труда и сразу. Прибавляю скорость,
пробую поворачивать. Руль кажется тяжеловатым – требуются значительные
усилия, чтобы управлять машиной. На
улице – непогода, моросит противный мелкий холодный дождик, грунтовую
дорогу на заводском полигоне развезло. "Тайга" легко взбирается на
некрутую скользкую горку. Сворачиваю с дороги. Поле перепахано
глубокими бороздами, заросшими пожухлой уже травой. Пускаю вездеход по
диагонали через канавы. Плавно покачиваясь, он бежит себе вперед.
Кажется, для него поле, где мгновенно сядет УАЗ, – семечки. Прибавляю
газ. "Тайга" тут же начинает "козлить" – сказываются отсутствие
подвески и небольшая длина. Посадка
почти вертикальная, на сиденье удержаться можно, крепко вцепившись в
руль, поскольку оно расположено довольно высоко над полом, и хорошенько
упереться ногами при тряске не получается. Пассажир же держится за
поручень.
Моторный отсек "Тайги". Здесь знакомый "ураловский" двигатель, но с водяным охлаждением.
Что
еще бросилось в глаза при первом знакомстве? Бачок для тормозной
жидкости, расположенный на полу прямо у единственной педали, водитель
запросто может сбить большим кирзовым сапогом, а пассажир таким же
сапогом – оторвать термостат, зацепившись за патрубок при тряске. Летом
за рулем будет жарко: радиатор с электровентилятором расположен тут же,
под ногами. Кресла – те, что были под рукой, от мотоколяски. Не
помешали бы машине дуги безопасности на случай, если перевернется. Это
хоть и маловероятно, но все же возможно. Неплохо бы защитить экипаж от
непогоды. А то вездеход до предела спартанский – даже ветрового стекла
нет. Все неудобства, однако, с лихвой окупаются чувством
вседозволенности при движении. Кажется, "Тайга" пройдет везде. К
сожалению, не удалось проверить вездеход на плаву – впечатлений было бы
больше.
"ТАЙГА" НА РЫНКЕ
Ирбитский
мотозавод пробивается (не усмехайтесь) на западный рынок. Мотоциклы
"Урал" покупают в Германии, США за ярко выраженный стиль "ретро". Само
качество машин в последнее время выросло – иначе торговать с заграницей
было бы просто невозможно. Сказалось это и на "Тайге". Новый
"ураловский" двигатель жидкостного охлаждения стал надежнее. Тем не
менее завод ищет ему альтернативу. Желательно дизель – по этому поводу
ведутся переговоры с "Мицубиси". Нынешний "родной" мотор хорош для
жителей глубинки: он с одинаковым удовольствием поедает любой бензин,
не нуждается в хороших маслах, да и починить его можно просто в сарае с
минимальным набором инструмента. С запчастями, естественно, проблем
нет. Заказчика посолиднее, возможно, больше устроит дизель с его
большим ресурсом и надежностью. Конструкторы
рассматривают варианты вездехода с гребным винтом, подвеской,
резиновыми гусеницами. Однако все это приведет к удорожанию машины и
увеличению ее веса. Скорее всего, выпускаться будут несколько вариантов
"Тайги" – кому какой понравится. Директор
торопит КБ, торопит завод: надо осваивать рынок. Поэтому пока "Тайга"
идет в продажу с букетом "детских болезней", мелких, но досадных, о
которых шла речь выше. Будем надеяться, что они не станут хроническими,
благо, устранить их – дело не хитрое. Одна проблема остается – внешний
вид. В условиях рынка любая машина должна иметь свой узнаваемый и
привлекательный облик. Вездеход конструировали в спешке, форсированно и
об этом просто не успели подумать. Так может быть, стоит объявить
конкурс на создание дизайна "Тайги"? Козыри
вездехода очевидны и неоспоримы: небольшой вес, простота конструкции,
неприхотливость, ремонтопригодность, сравнительно большая
грузоподъемность при высокой проходимости и дружелюбии к природе. Цена,
правда, "кусается" – примерно $8500, но все познается в сравнении. Аппарат,
который может составить конкуренцию "Тайге", выпускают в Канаде.
Называется он "Арго" (ЗР, 1997, № 8). Однако, в отличие от
отечественного вездехода – по сути дела небольшого грузовичка, – "Арго"
скорее напоминает прогулочную машинку. У него тоже мотоциклетный
двигатель и цепной привод на колеса, и он тоже плавает. Однако
габаритные размеры меньше. И трудно представить себе бородатых таежных
мужиков с лопатами, топорами и бензопилами на этой стеклопластиковой
игрушке. Кроме того, цена "Арго" – от $17 000 до $22 000! Что ж, будем надеяться, что плавающая "Тайга" поможет выплыть из кризиса ирбитскому заводу.
Техническая характеристика вездехода "Тайга" Общие данные: снаряженная масса – 1200 кг; грузоподъемность – 500 кг; среднее удельное давление на грунт – 0,2 кгс/см2; максимальная скорость – 40 км/ч; емкость топливного бака – 70 л; запас хода по дороге – 280 км. Размеры, мм: длина – 4100; ширина – 2250; дорожный просвет – 330 мм. Двигатель: четырехтактный, двухцилиндровый, с оппозитным расположением цилиндров; рабочий объем – 649 смз; максимальная мощность – 32 л.с.
|